Страничка логопеда

 

Пермский край г. Краснокамск

МАДОУ "Детский сад №49"

"Дом Белоснежки" 

 

 

Страничка логопеда

 

«Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы

с детьми старшего дошкольного возраста

в условиях логопедической группы»

                                                                

                                                                Презентация опыта

 

Прекрасна речь, когда она как ручеёк

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать её поток

И восклицать: О! Как же ты красива!

Е. Щукина

 

 В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родной язык и, поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми является развитие речи: формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи.

У детей имеющих нарушения речевого развития, будь-то ФФНР, ОНР, заикание и др. можно выделить ряд общих проблем: в первую очередь – это нарушение общения, во-вторых, следствием этого, отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни такого ребёнка.

    Чтобы помочь ребёнку в решении его проблем, необходимо к проблеме подходить целостно. При исправлении и обучении правильной речи, нужно задумываться о том, а как ребёнок будет пользоваться в свободной речи, тем, чему его научили. Уютно, комфортно ли он себя будет чувствовать при общении с окружающими. Свободно, легко ли будет произноситься из его уст, то, в чём раньше он испытывал трудности.

Речевая деятельность, как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью или наоборот скованностью, зажатостью. Исходя из этого, я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.

Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

 Театрально-игровая деятельность – это не только игра, но и  перевоплощение ребёнка в сказочного персонажа, данного сюжета. А использование ещё и сказочного сюжета - это заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.  

    Театрально-игровая деятельность служит средством всестороннего развития личности ребёнка-логопата, воспитание у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. В ней можно свободно сочетать средства и способы развития творческих и речевых способностей ребёнка.

 

                  Театрально-игровое занятие включает следующие элементы:

      - логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т. Буденной, О. Крупенчук, Т. Воробьёвой;

      - чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков (по мере их постановки в речи);

      - пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;

      - упражнения, этюды под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

      - вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

       - фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

       - песенки, стихи, потешки, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

      - игры и упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей, закрепление лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи;

      - Театральная деятельность: театральные (творческие) игры, кукольный (настольный) театр, игры драматизации.      

                               Система построения логопедической работы

                                       в «Театрально-игровой деятельности

                     с детьми логопедической группы старшего дошкольного возраста»

     На начало учебного года в логопедическую группу поступили дети с диагнозами ОНР 3 уровня и ФФНР (обусловленные дизартрией). Проводится дополнительное более углублённое обследование детей (выявляются нарушения по звукопроизношению, в лексико-грамматическом строе и связной речи; также ведётся обследование мелкой и общей моторики и т.д.). На основании показателей нарушений у детей выстраивается перспективный план работы по «Театрально-игровой деятельности с этими детьми»: ведётся подборка в первую очередь речевого материала, а затем уже к ним сопутствующие игры и упражнения с учётом постановки и коррекции нарушенных звуков у детей. Рассмотрим на примере: у детей выявлены нарушение произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. За основу берутся ранее знакомые детям сказки, в которых присутствуют в большей мере  шипящие и сонорные звуки («Теремок» автоматизация и диф-ция (Ш-Ж), «Заюшкина избушка» автоматизация и диф-ция (Ш-С), «Зайка-зазнайка» закрепление свистящих в речи (С-З-Ц) «Колобок на новый лад» автоматизация и диф-ция (Р-Л), (Рь-Ль) и т.д.). Затем коррекционная работа разбивается на этапы:

1этап работы по сюжету сказки – развитие звукопроизносительной стороны речи у детей: (автоматизация, диф-ция, закрепление звуков).

     В этот этап работы входят игры и упражнения на развитие фонематического слуха, (может быть включены звуко-слоговой анализ , звуко-буквенный анализ), и самое главное правильное произношение слов с этими звуками. Эта работа проводится более сжато, т.к. основные занятия по этому разделу проводятся на логопедических занятиях, а в кружковой работе главная цель – это закрепление отработанных задач и развитие творческих способностей.

Также на протяжении всех занятий, начиная с первого этапа развиваем через гимнастику, игры и упражнения – мимику, жесты, голос, интонацию и т.д.

2этап работы – развитие лексико-грамматического строя речи;

На этом этапе работы мы отрабатываем отдельные более сложные для детей в осмыслении и закреплении задачи, такие как, к примеру: согласование числительных с существительными, согласование существительного и прилагательного (зимний, зимняя, зимнее), образование качественных прилагательных («Назови, какая погода?» - дождливая, ветреная и т.д.), образование простых причастий и прилагательных («Назови, какой?» жить-живущий, заботиться-заботливый) и т.д. Также пополнение словаря фразеологизмами (задирать нос, душа в пятки ушла, или такими малораспространёнными и сложными для понимания детей с речевыми нарушениями словами: лубяная, ледяная,  изба и т.д.).

3 этап работы – развитие связной речи.

Этот раздел хотелось бы выделить. Так как главной целью моей работы является – это умение ребёнка выразить себя, обогатить речь, сделать речь фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной.

Разделы работы такие же, как и в логопедии, это может быть и: пересказ, описание, составление рассказа. То, что детям логопедических групп даётся с    большим трудом. В своей работе я и использовала театрально-игровую деятельность. На этом этапе мы играем в театр. На каждом занятии я использую разные методы и приёмы к закреплению поставленных задач.

Остановимся по подробнее:

       - К примеру, при знакомстве со сказкой  используются -  картинный материал,  фланелеграф.

          - При работе со сказкой (когда идёт знакомство с героями, обсуждение) – вносятся резиновые игрушки, мягкие игрушки, картинный материал.

- Для наилучшего запоминания сюжетной линии – используются мнемотаблицы и схемы-модели (по методу мнемотехники, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания» автор Т.В. Большёва. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает сказки (рассказы) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На таблице изображены нецветные символы, так как дети старшего возраста (для младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная).

       -  Для закрепления запоминания  сказки, рассказа использую -  «системный оператор», где дети сами по памяти воспроизводят сюжет сказки. Вставляя в «системный оператор» карточки-символы.

Также, когда мы «сочиняем сказку» или «изменяем окончание сюжета сказки» очень удобно пользоваться этими методиками.

4 этап работы – закрепление ранее пройденных этапов и развитие творческих способностей у детей (театрализация (драматизация) сказки, как результативность нашей проделанной работы с детьми). В этом разделе я выделила: обыгрывание с детьми сказочные сюжеты, драматизацию сказки.

Поподробнее:

Разнообразие видов театра, при работе с одной сказкой ( пальчиковый, настольный разных подвидов – резиновый, деревянный, матерчатый, вязаный, конусный, плоскостной, теневой), сохраняет заинтересованность детей в этом процессе деятельности. На каждое занятие с детьми используются различные виды театров, дети этот раздел назвали «играем в сказку».

«Поиграв в сказку» в дальнейшем мы переносим действие в «Театр», где занимаемся с ребятами постановкой (драматизацией) сказки. Когда определённая

сказка доработана, мы переходим к показу её зрителям – это дети нашего детского сада и их родители.

 Также одной из составляющих каждого занятия, являются: ритмические и фонопедические упражнения, пантомимические этюды, потешки, чистоговорки, музыкальные композиции, пальчиковая и артикуляционная гимнастика и т.д.                    

 Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы, варьируется от поставленных задач к занятию.

              Такое логопедическое занятие является дополнительным, поэтому проводится в форме кружка, во вторую половину дня, один раз в неделю.

            На  весь этот процесс работы выделяется примерно 4 занятия. На драматизацию самой сказки отводится свободное время от режимных моментов, активное участие, в котором принимают воспитатели этой группы (заучивание текста по ролям, отработка отдельных эпизодов, оформление, работа с родителями в подготовке к театрализованным представлениям), также в работу подключается музыкальный руководитель, который нам помогает подобрать  музыкальное оформление к сказке, музыкальное сопровождение (песни, танцы);  декорации, костюмы.

             На занятиях используется наглядный материал по темам (иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т.п.); это переводит образы-представления в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

   Вывод: положительными результатами работы можно смело назвать то, что: - использование «театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми» помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались.

- Несмотря на некоторые недочёты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.

 - Такая форма работы объединяет и заинтересовывает даже равнодушных и безразличных родителей.

 - Заинтересованность в положительном результате объединяет в работе всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.

 - А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Речь ребёнка становится более связной, грамотной, лексически обогащённой. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении.

   С ранее выпущенными детьми логопедической группы были поставлены следующие сказки: шумовые сказки «На лесной поляне», «Сказка о злом волке», «Сказка о глупом мышонке», «Колобок», «Теремок», инсценировка сказки «Репка»; также дети принимали участие в конкурсе чтецов, где получили грамоты разных номинаций,  и одно из призовых мест среди детей других групп детского сада. На праздничных мероприятиях детского сада детям нашей логопедической группы дают роли, не только второго, но и первого  плана; подготовить и показать сценки, с чем дети очень хорошо справляются.

                              

                                   Групповое занятие по кружковой работе

                              Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи»

                                           по мотивам русской народной сказке

                                                       «Заюшкина избушка»

Составил учитель-логопед Рущак С.А.

Время: 1 период обучения

Старшая логопедическая группа

ОНР и ФФНР – 1 год обучения

Дата: 11.03.2010г.

Программное содержание:

1. Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные во множественном числе;

2. Упражнять в подборе слов – антонимов;

3. Закрепить знание предлогов : в, на, за, под;

4. Развивать координацию движения; творческих способностей (навыков);

5. Развивать у детей слуховое внимание, память: по интонации, динамике и тембру голоса;

6. Упражнять в развитие мимических мышц, дыхания, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

7. Упражнять в умении снимать эмоциональное и физическое напряжение.

Оборудование: элементы декораций к сказке «Заюшкина избушка»; мягкие и резиновые игрушки, шапочки персонажей сказки; стулья – пенёчки по колич. детей, мольберт, мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка», следы медведя, лисы, зайца; ширма со столиком, фланелеграф с картинками (мишка, заяц, петух, собака, лиса); муз. оформление.

Предварительная работа:

1. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»; с персонажами сказки;

2. Пополнение словаря словами «ледяная», «лубяная»;

3. Эксперементирование: лёд – дерево (таяние – прочность).

                                                 Ход:

1. Орг. момент: 

                   - Ребята, вы любите сказки? (Да). А какие сказки вы знаете?              (Ответы). Сегодня я вас хочу пригласить в сказочный лес, где живут  сказки. Хотите? (Да). Тогда повторяйте за мной:

                     - Здравствуй, мудрая страна, что отсюда не видна!

                       Явись ниоткуда, пусть свершится чудо!

                       Встань на пути, нас к себе впусти.

                     - На пути нас встречает «звериная тропа». По чьим следам идём, в того зверя превращаемся.

                              

                                         Упр-ние «Звериная тропа»

            (на координацию движения, развитие творческих способностей)

   (Дети двигаются друг за другом по следам, изображая: медведя, зайца, лису)

                          

                                            Дид. игра «Чьи следы?»

      (Дети проговаривают по очереди по чьим следам они идут)

           - медвежьи, заячьи, лисьи; по медвежьим, по заячьим, по лисьим.

                Логопед: - Солнышко встаёт, в сказку нас зовёт.

                            

                                          Психогимнастика «Утро»

              (дети в кругу выполняют движения за логопедом):

 

Логопед:  - Что это? Куда мы попали? (В сказочный лес).

                - В какую-то сказку. А кто живёт в этой сказке? (Дети называют).

         (На фланелеграфе персонажи сказки: лиса, заяц, петух, собака, медведь).

                 

                               Логопедическая гимнастика

                             (упражнения на развитие дыхания и мимику)

1. «Зайчик» - (Зайчик фырчит, из-за кустика глядит)

                - Поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

                       На звуке (Ф) – тихий, резкий выдох.

                              

2. «Мишка - ревун» - (Мишка ревёт, ребяток зовёт)

                     - Оттянуть вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. Выдох на звуке (Ы) нижней диафрагмой.

3. «Лисичка улыбается» - (Лисичка улыбается, ротик открывается)

                      -  Одновременно поднять вверх оба уголка рта.

                       Длинный, высокий, протяжный звук (И).

4. «Сердитая собака» - (Сердитая собачка сидит на цепи,

                                                         не лает, не кусает, а только рычит)

                     -  Покусать сначала верхними зубами нижнюю губу,

                       Затем нижними зубами верхнюю губу. Выдох сильный, резкий

                        на звуке (В).

5. «Петушок» - (Петя- петушок, сел на шесток,

                                              разинул роток: О-О-О-О-…….)кукарекают на (О).

                     - Открыть рот овалом на звуке (О) в высоком регистре пропеть на одном дыхании.

 

Логопед: - Садитесь на пенёчки. Давайте послушаем, о чём они говорят.

                                

                        Игра «Угадай сказку и героев этой сказки».

              (Логопед читает фразы с интонацией за ширмой, а дети угадывают,

                                      если правильно, то выставляется игрушка персонажа)

(Голосами героев):

               - Как выскочу, как выпрыгну…     (Лиса)

               - Как мне не плакать…                    (Заяц)

               - Не плачь зайка, я её выгоню ….   (Собака)

               - А ну, лиса, пошла вон…                (Медведь)

               - Несу косу на плечах …, хочу лису засечи … (Петушок)

Логопед: - Правильно, молодцы.

     - Ребята, кто вспомнил, а из какой сказки эти герои? Как называется сказка?

               Ответ:  (Рус. нар. сказка «Заюшкина избушка»)

Логопед: - Кто хорошо знает эту сказку и может рассказать нам её?

          (Выбирается ребёнок). А помогать тебе будет подсказочка, если ты что-то забудешь.

             Рассказ сказки «Заюшкина избушка» по мнемотаблице

                        (Логопед помогает ребёнку при рассказе сказки)    

 

                                                  Беседа по сказке

                              (дети дают полные, развёрнутые ответы)

Логопед: - Кто обидел зайчика? (Зайчика обидела лиса) Какая лиса? ( Лиса очень хитрая, коварная, злая)

                - Давайте изобразим лису. (дети показывают характер лисы, её повадки).                        - Почему зайчик пустил лису? (Зайчик был гостеприимным) (открывайтесь ворота, заходи ко мне лиса; действия руками с поклоном).

             - Лису выгнали, а зайчик остался. Кого вам в сказке было жалко? Почему?

              - (Было жалко зайчика, потому что он добрый, а лиса воспользовалась его добротой). Покажите, как зайчик огорчился, плачет. (Дети изображают плачущего зайчика).

                - У зайчика появилось много друзей. Сколько? Назовите их.

                  (Собака, мишка, петушок)

                - Кто пришёл на помощь первым? (Собака)

                - Каким по счёту пришёл медведь? (Вторым) Какой мишка? (Большой, неуклюжий, сердитый). А в сказке он, каким оказался (Трусливым)

                - А что было бы, если бы петушок не прогнал лису? (Беда …)

                - Что победило в сказке – добро или зло?

             (Дети отвечают на каждый вопрос)

 

                  Игра «Скажи наоборот» (закрепление антонимов)

Логопед: - Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса …   (Смеётся).

                - Собака трусливая, а петух ….     (Смелый).

                - Зимой было холодно, а весной ….  (Тепло).

                - Зайчик маленький, а медведь …   (Большой).

                - Весна пришла, а зима…  (Ушла).

Логопед: - Молодцы. Сейчас немножко отдохнём. Давайте сделаем «Звериную зарядку»

     - Раз – присядка,                           - дети приседают.

     - Два – прыжок.                            – подпрыгивают.     

    Это заячья зарядка.                       – кладут ладошки на голову – «ушки на макушке»

    А лисички, как проснутся,            - кулачками трут глаза

    Сразу любят потянуться,              - потягиваются, отводят руки назад

    Обязательно зевнуть,                    - зевают, прикрывая рот ладонью

    Ну и хвостиком вильнуть.            – двигают бёдрами из стороны в сторону

    Ну, а мишка-косолапый,               - слегка сгибают руки в локтях

    Широко расставив лапы                - ставят ноги на ширину плеч

    То одну, то обе вместе –                - переступают с ноги на ногу

    Долго топчется на месте.               – раскачивают туловищем

    А наш Петя-петушок                      - ставят руки на пояс

    Подняв красный гребешок,            - поднимают голову вверх  

    Важно по двору шагает,                 - шагают, высоко поднимая колени.

    Свою песню распевает.

                                     (Восстановление дыхания)

Логопед: - А теперь вдохнули через нос, плечи не поднимать. На выдохе пропели: «Ку-ка-ре-ку!» (Выполняется 2 раза).

 

                      Упр-ние «Прятки» (дети составляют предложения с предлогами)

Логопед: - Захотели зверятки поиграть с нами в прятки. Пару ты себе найди, один отворачивается, другой прячется. Затем глазками ищи, как найдёшь свою пару, скажи, куда спрятался твой дружок. Если правильно скажешь, то твой дружок выйдет к тебе.

        (дети делятся на две группы, одни одевают маски-шапочки персонажей, другие берут мягкие игрушки-персонажи. Звучит музыка, дети бегают по залу, музыка заканчивается, дети находят свою пару, выстраиваясь в ряд. Затем музыка начинается, дети в масках-шапочках отворачиваются, а дети с игрушками бегут прятаться. Музыка заканчивается, дети в масках-шапочках поворачиваются, и ищут глазами свою пару «в виде игрушки», называют, куда спряталась его пара, если правильно прозвучит построенное им предложение, то его пара выходит и подходит к нему. И так все. Затем, они меняются местами друг с другом.  Дети прячут игрушки персонажей в разные места: под дерево, на забор, в домик, за куст, под лавочку и т.д.)

                                   (после игры дети встают в круг)

Итог: - Ну, вот и солнышко садится, зверяткам велит по домам расходиться.

                       -Створки закрываются, спать все собираются.

                           

                       Релаксация «Вечер» (дети выполняют движения за логопедом)

 

          - И нам пора в детский сад возвращаться. А герои сказки посылают вам сладкое угощение, волшебное яблочко с сюрпризом. Чтобы вы о них не забывали, чаще сказочки читали.

                            (Яблочко открывается, а в нём  конфеты)

         

        Вопросы:

          1. В какой сказке мы сегодня побывали?

          2. Что вам запомнилось в нашем путешествии больше всего?

 

                                                                                          МДОУ«Детский сад № 49» г. Краснокамск

                                                                                                                 учитель-логопед  1 кв. категории

                                                                                                                 Рущак Светлана Анатольевна

                                                                                       

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»